Эта заметка написана по результатам сравнительного прослушивания модификаций усилителей Filigrane FA700 и FA700 MkII, а также Filigrane FA450 и FA450 MkII. Высокая собственная линейность FA700 предполагала, что если улучшения и будут слышны, то в очень трудноуловимых масштабах. Однако, это оказалось совсем не так. Заметность (величина) улучшений не изменилась, но очень изменился их характер.
На предыдущих этапах прирост качества выражался в изменениях звучания сибилянтов, пространственной компактности звукового образа, естественности воспроизведения инструментов, содержащих тональные и шумоподобные составляющие в своем спектре. Более подробно это было описано здесь: http://filigrane.ru/docs/Resolution_Test.pdf .
Дальнейшие описания улучшений звучания в модификациях MkII будут описываться как «исправление» недостатков, якобы присущих исходным моделям FA700 и FA450. На самом деле это не недостатки, а признаки отличия хорошего звука от более хорошего, еще более хорошего и т.д. На каждом витке улучшения будут свои ощущения изменений и они будут описываться своим набором терминов (удачным, или не очень — это как повезет).
На настоящем этапе при переходе к MkII улучшения слышны как изменения в пространстве всей записи — от расстановки исполнителей, до локализации послезвучий, хвостов ревербераций именно в привязке к месту их возникновения. Поэтому для полноценного выявления этих изменений важным является прослушивание в стерео и в подготовленном помещении.
Первую особенность, отмеченную при сравнении исходной модификации и MkII условно назовем пространственным доминированием [1] Tr.1, 19. Суть его заключается в том, что при вступлении солирующего инструмента, сцена, выстроенная другими участниками ансамбля, начинает искажаться. Артефакты, определяющие их местоположение в пространстве записи (отражения, реверберации и т.п.) заменяются положением (пространством) солиста. Таким образом, в записи преобладает пространство записи солирующего инструмента, а пространства других инструментов искажены. С усилением MkII этого явления нет, инструменты взаимодействуют совершенно естественно.
С этим явлением связан другой эффект, который можно назвать «эффектом далёкой сцены» [1] Tr.12, [3] Tr.4,. Суть его в позиционировании всей записи, как происходящей не некой сцене, удаленной от слушателя на некоторое заметное расстояние. Да, в этой сцене есть ширина, глубина, в объеме этой сцены локализуются инструменты и исполнители. Но удаленность от этой сцены сопровождается ощущением отстраненности от происходящего на ней. Переключение усиления на MkII снимает эту удаленность и отстраненность. Слушатель как бы перемещается в первый ряд, звучание становится ярче, объемнее и естественнее хотя размер сцены и локализация остаются прежними.
Эффект «пространственной компрессии». [1] Tr.4, 17, [2] Tr.1 — 7:00-8:40. Проявляется в том, что в громких местах теряется пространственная локализация вокала, или инструмента. С усилителями MkII этого нет, кроме того, появляется феноменальная детальность и разборчивость на пиках громкости.
Сравнение разных модификаций проводилось путем мгновенного переключения одной пары АС на разные усилители, которые, в свою очередь, подключены к одному источнику. Обнаружилась интересная вещь: фиксация изменений на слух приходила через 3-5 секунд после переключения. Причем в это время происходило плавное расширение пространства вширь (при переходе на Мк2), или такое же плавное сужение до уровня «сцена с галерки» при переходе к исходному.
Таким образом, модификация MkII имеет потрясающе открытое, свободное и глубокое по панораме и пространству звучание. Это свойство применяемых технологий и результат совершенствования исходных Filigrane FA700 и FA450, которые на новом этапе дают такие отличительные признаки более достоверного звуковоспроизведения.
Использованные записи:
1. Musique — Triangle Electroacoustique test CD
2. Keith Jarrett The Koln Concert 1975.
3. Roger Waters Amused to Death 2015